ЗАМЕТКИ - сентябрь, октябрь 2015

 

Гуляя по Ваганьковскому, примечаю мужчину, свернувшего со мной на одну алею. Мужчина - вполне достойный быть романтическим героем: само сочитание брутальности и лиричности. Мужчина несет две розы. Пока мы идем рядом, я успеваю придумать красивую грустную историю, как он такой молодой и несчастный несет эти две розы на могилу возлюбленной. А оказалось он шел... к Есенину. Положив свои розы, стоял там в возвышенном молчании. Стихи небось про себя читал... Разочаровавшись и в мужчине и в романтике, я пошла своей дорогой....

19.09.2015

На Армянском кладбище, закончив прогулку, иду на выход. Осенняя тишина, такая,  в которой слышно, как падают листья. Слева примечаю маленький, неприметный старый памятник, а на нем интересный фрагмент фотографии мужчины. Пробираюсь к нему, опускаюсь на колено и начинаю  снимать. И вдруг из- за памятника кто-то с шорохом встает. И я испытываю то самое неприятное ощущение, когда от испуга одновременно отнимаются и ноги и руки. Причем никаких потусторонних мыслей у меня не было ни на секунду.

Оказалось, что вплотную к интересующему меня надгробию, стояло другое, повыше. И какая-то маленькая бабушка в неприметном сером плаще сидела за ним ковыряясь то ли в цветах, то ли устанавливая свечки. И так тихо она там занималась своим делом, что я её не видела и не слышала, пока она не встала (сама, похоже, меня испугавшись).

Я сделала фото и пытаясь успокоиться, отправилась прямиком на выход.

19.09.2015

 

 

Примечаю заброшенное захоронение, состоящее из одной оградки с интересным орнаментом. Опять опускаюсь и начинаю снимать. Сзади, по дорожке проходит пожилой мужчина типа "опустившийся философ" и видя как я сосредоточенно снимаю по сути пустое место, останавливается, смотрит, а затем говорит "Все это очень, очень странно..." и уходит.

19.09.2015

3 мая 2008 года, я взяла свою, купленную несколько дней назад, камеру и первый раз отправилась фотографировать  кладбище - Введенское. Съемка не была целью. В первую очередь хотелось просто побродить, посмотреть, проникнуться атмосферой места. Снимала только тогда, когда действительно внезапно, чисто интуитивно  возникало желание фотографировать именно это.  Очень четко и ясно  срабатвывало ощущение, что снимать можно, а что нет.

 

Это было необъяснимым - видишь интересное (памятник, фрагмент ограды), хочешь снять, а что-то не дает…. Мягко так…. Просто чувствуешь - не надо. А другое снимается очень даже запросто.
В частности заинтересовал меня один склеп. Сделала фото фрагмента стены. Очень, кстати удачное фото в итоге получилось. Потом обошла его весь, увидела, что двери плотно закрыты на замок. Однако, если приподняться можно над дверью увидеть щель. Заглянула туда. Внутри в темноте были обвалы кирпича…. Интересно, что пол шел скосом резко вниз к южной стене, а под самой стеной было что-то типа большой довольно выемки уводящей под стену.… Подумала, что можно было бы сфотографировать это без вспышки, получился бы наверное очень атмосферный кадр.  Но «разрешения» так и не получила.


Тогда, почему- то "разрешалось" снимать  виды не связанные напрямую с захоронениями. Да меня это вполне и устраивало. 

Вспоминая различные байки об отказе фототехнике во всяких аномальных местах, немного волновалась и думала «Только не моя новая камера! Только не камера, плиз! Я только немного поснимаю и уйду».  И все обошлось. Результат мне понравился.

Негативный опыт знакомого фотографа (два часа снимал  на Введенке, получилась полная ерунда, стал  вытягивать в редакторах - получилось  еще хуже, окропил камеру святой водой и зарекся снимать на кладбищах) так меня встревожил,  что когда ехала домой думала, что придется очевидно, и мне придавать снимкам какие-то эффекты в фотошопе. Но дома посмотрела фотографии и осталась вполне довольна результатом. Даже и не захотелось ничего  редактировать и изменять.

С тех пор и начала фотографировать в разных странных местах.

21.09.2015г.

Осокины. Трагически погибли в 1916 году. И неприметная серая плитка вместо надгробия. Можно встать рядом, сосредоточиться на этой плитке и подумать – неизвестно от как погибшие в 1916 году люди. В 1916. Из 80-х, 90- х годов 20 века эта цифра еще не казалось такой древней. По учебникам мы знали, что революция вроде была совсем недавно, «и Ленин такой молодой и юный Октябрь…». А теперь уже 100 лет. Век. И вот с этой точки, запустить модель-реконструкцию движения времени.

 

1916 год. Похороны. Переворот 1917 года, солдаты на улицах, стрельба. Беспризорники 20-х разводят костер на кладбище у старого склепа, 30-е – по улице за оградой кладбища по ночам проезжают «черные вороны», а днем из соседних домов слышен звон бокалов, первомайские здравицы и чей-то счастливый смех. Война. Зимняя ночь с белесым небом, гул самолетов. Победа- где-то там в центре, в 8 станциях метро от кладбища ликование и лучи прожекторов в небе. 50- е – Москва строится, уничтожаются кладбища, и судьба именно этого кладбища решается где-то на скучном собрании в казенном учреждении, где за длинным массивным столом сидит комиссия по градоустройству. 80-е – Олимпиада, 90- е – Перестройка, 2000- СТОП! А они продолжают лежать в земле того самого кладбища, под маленькой серой табличкой, трагически погибшие в 16 году прошлого века. Им не ведом цикличный ход десятилетий. Это нас захватывает – помощнее любого портала….

Этой женщины уже нет в живых. А мне достался её большой фотоархив (более 200 фотографий 60-90 годов).

 

Женщина вела очень активную жизнь и похоже ей нравились новые впечатления, общение с людьми. 

 

На черно-белых  фото праздники, друзья, компании, путешествия, море, горы, походы, другие города. Словом все то, что нас радует теперь.

 

Иногда я пытаюсь понять, насколько все эти впечатления были нужны и приятны ей в итоге её жизни. Были ли они просто наполнением бессмысленности бытия  или все же чем-то значимым, чем-то суть чего, душа сможет взять собой в следующие жизни.

24.09.2015

Анна.    
Портрет женщины с божьей коровкой
 
Нина

 

27.09.2015

Пятого сентября, ехала в метро со встречи Общества некрополистов и со мной произошла маленькая мистическая  история. Обратила внимание на представительного господина лет 60, который решал кроссворд, но периодически от него отрывался и начинал меня рассматривать.

 

На одной из станций он вдруг  сказал  - Извините, можно я вам, прямо сейчас, дам 3 листочка с одним литературным опытом. Прочитайте и скажите ваше мнение.

 

Начинаю читать. Читается легко. И один из рассказов вдруг оказывается про человека, который занимался восстановлением утраченных воинских могил. И этот человек решает в своем городе поставить памятник всем погибшим воинам-землякам, но не может придумать какой. Бродя по кладбищу, в поисках  вдохновения, встречает  старушку. Старушка рассказывает, что у нее в войну погиб сын, а она даже не знает где его могила и только фото осталось. И тогда  человек ведет  старушку к скульптору и скульптор по фото воссоздает образ этого воина. Эту работу и поставили как монумент. А старушка пока была жива, ухаживала за монументовм, как за надгробием сына.  Рассказ назывался "Ни дворника ни садовника". В том смысле, что не пришлось для ухода за памятником искать специального человека.

 

Попутчик отрекомендовался другом известного скульптора N. и  рассказывал всякие интересные вещи про этого скульптора. Как тот работает над памятниками и надгробиями известных людей. Очень интересно рассказывал. Например про то, как складываются отношения с родственниками-заказчиками. Когда заказчик дает художнику свободу действий - получаются отличные работы, а когда пытается контролировать каждый шаг, то ничего хорошего не получается и скульптор этот, такие работы, даже не подписывает своим именем, хотя памятники с такой историей, известнейшим людям, стоят и в городе и на кладбищах. 

 

Рассказчик закончил свои повествования точно  за миг до моей станции. Мы помахали друг другу и поезд увез его дальше, быть может на станцию имени маршала, где  стоит скульптура этого маршала, работы того самого скульптора.

29.09.2015

Уже недели 2 любуюсь на фото военного  с Пятницкого  кладбища. Удивительные такие наивно-честные глаза.  Все пыталась понять  что  у него  за форма.... очки эти... 

Подсказали, что это могут быть самокатные войска. Но, похоже все же мотоциклетные. Нашла в сети фотку с человеком в аналогичной фуражке и очках.

30.09.2015г.

Сегодня мы с М.Р. ездили на Рогожское кладбище, искать надгробие его дальнего предка. Предок был  влиятельным купцом -старообрядцем и его история, а также фото надгробия вошло в какую-то толстенную книгу, которую М. привез  с собой. Для него было  важно найти и собственноручно сфотографировать захоронение этого  купца.

 

Я была на Рогожке первый раз, М. - второй. Мы довольно бодро начали исследовать участки  кладбища, находя  в густых зарослях интересные старинные надгробия, но это не было  целью нашего поиска. С какого -то момента, мы даже начале сомневаться в возможности успеха своего предприятия. Я сказала, что обидно будет уйти, так и не найдя захоронение и что я уже раз настроилась, то теперь не успокоюсь пока не найду.

- Правильно, - сказал М. - главное - упорство. Зачем рассчитывать на  имеющуюся информацию, личные  и временнЫе ресурсы. Главное не останавливаться! Чтобы потом, когда силы закончатся, упасть прямо там, где они закончились.

 

Я попросила у М. его фолиант и долго всматривалась в маленькое фото надгробия с издевательской надписью "Соременное фото из личного архива автора".А знаешь, - сказала я М., - а ведь этот автор, он не бороздил заросли и не преодолевал оградки, как это делаем мы. Он ведь знал, чтО идет снимать. Он пришел  сюда уверенный и пафосный, быть может в длинном белом плаще, лакированных  туфлях и непременно дорогущей камерой. Уверенно прошел своими блестящими туфлями по главной аллее, сделал фото и ушел.... писать дальше свою  книгу. Это я к тому, что искать надо  в районе центральной аллеи, никуда особо не углубляясь. И еще вот здесь на фото  видна крыша Морозовской усыпальницы.

 

- Так это другое фото  с усыпальницей! - логично заметил М.

 

- Но там всего  два фото. И что-то мне подсказывает, что он не ездил сюда дважды. Он снял оба фото  в одном районе.

 

Мы продолжили поиск и действительно скоро нашли нужное надгробие в 3-м ряду от главной аллеи. Наше громкое "Ура!" в столь тихом месте  вспугнуло старушек, убирающих осенние листья на соседних могилах.

 

М. стал  снимать надгробие во всех  ракурсах и меня тоже к этому поощряя: "Снимай! Ты же  напишешь об этом отчет , да? Ну хотя бы маленький.... такой...?"

 

Может быть напишу...  Но разве передашь  в отчете, изобилующим историческими сведениями и цитатами из  серьезных книг, радость того самого момента успешного окончания поиска...

 

04.10.2015

Старое надгробие на Миусском кладбище.

04.10.2015

Надгробие девушки с цветком и вазой. Миусское кладбище.

 

 

Периодически такой элемент в несколько отличающихся вариациях встречался мне уже на 3-х  кладбищах  Москвы. Что это такое? Похоже на фрагмент креста, но никогда не встречала его  в более целой сохранности.

Неизвестный священник Сергей Орлов, скончавшийся в  1929 году. Интересно, какова его история (ничего найти не удалось) и в частности, что  у него за медали.

Миусское кладбище.

Миусское кладбище

Первый раз памятник с изображением святого (Георгия -Победоносца) вместо  фотографии усопшего  я увидела на Ваганьковском кладбище. Отметила памятник как интересный и решила, что отсутствие фотографии в данном случае объяснялось тем, что надгробие принадлежало маленькому ребенку. 

 

На Миусском попалось еще 2 надгробия (на этот раз взрослых) с аналогичными  изображениями религиозной тематики. Эти захоронения  50-х -80- х годов. Может быть  в дальнейшем заведу для такого рода изображений отдельный раздел в "декорах".

Интересно какой храм изображен на  надгробии...

 

 

 

Введенское. Фото 07.12.2015г.

Загадочное надгробие с Миусского кладбища.  На надгробии указаны сведения  о захоронении женщины, а ниже надпись  "Дорогому мужу от жены".  При этом никаких  упоминаний о данных мужа на надгробии нет. Все три остальные грани надгробия идеально гладкие без следов каких либо шлифовок и вытравливания текста. 

Учитывая, что женщина похоронена в 57 году, а надгробие явно  конца 19  века - надгробие заимствованное. Не понятно, почему предположительно перебивая имя погребенного, оставили (?) надпись не соответствующую полу погребенной. 

 

Фраза " и жития ей было...." тоже как-то совершенно несоответствует традициям надгробных надписей 50- х годов 20 века.

 

Какая-то  уж совсем запутанная история.

 

 

Второй раз  мне встречаются фотографии дам в неестественно больших шляпах. Причем фотографии за разные временнЫе периоды. И шляпы эти выглядят столь несуразно огромными, что я даже не представляю в каких случаях было бы уместно надеть такое. 

Только мне кажется, что шляпы все же пририсованные и фотографии эти дань некой  моде женских портретов? 

 

На фото ниже дамы с Пятницкого ( время жизни погребенной 1891-1979) и Останкинского ( время жизни погребенной 1924-1999)  кладбищ.

 

Крестьянка из деревни Острая Лука . 1890 г. рождения. Рогожское кладбище.

Когда мне говорят, что  сайт получился хорошим, мне, конечно приятно. Но в глубине души я не верю.  Я вообще мало  во что  верю, если о  хорошем. А вчера показала сайт подруге, совершенно далекой он кладбищенской тематики, зато она отличный фотограф и вэб-дизайнер. Отправила ей ссылку и попросила просто посмотреть. А затем, при встрече, спросила какие есть  косяки с точки зрения дизайнера.

С точки зрения дизайнера я особых косяков не увидела, - сказала она - но  у меня был  шок! Все эти люди... люди...  игрушки на могилах... я не смогла смотреть... вся эта атмосфера... оно словно бросается и затягивает!"

 

И тогда я поняла, что  сайт все же получился хорошим.

08.10.2015

ОСЕНЬ НА КЛАДБИЩАХ

Кликните на фото для просмотра всей серии  фотографий

Показать больше

Сфотографировала старый памятник на Рогожском. Дома посмотрела и увидела внизу странный "рисунок". Удивилась, так как было очень похоже на современную графику на граните... Но не может же быть такой графики на старом камне.... Увеличила изображение - вроде это просто вкрапления в камне. Но все равно какое-то не однозначное ощущение...

Есть что-то  аутичное в моей страсти к систематизации, не выходящей, впрочем, за рамки разумного. В поисках (пока безуспешных) захоронения Л. , взялась забивать данные на фотографий 300 (как мне кажется)  захоронений людей с такой же фамилией. 300 фотографий, а на каждом надгробии от 1 до 8 человек. В какой-то момент, чисто процессуальное удовольствие от систематизации обрело  еще и философский подтекст. Пишу имена и даты: рождение- смерть, рождение - смерть, рождение -смерть. С отстраненностью служащего небесной канцелярии. "Л. № 135 отмерено годов жизни 53, родиться - такого -то числа , умереть - такого- то".... следующий по списку.... 

 

Но иногда вдруг охватывает что-то типа трепета и вины перед людьми, родившимися в 1880- х годах и сдающих свою вахту в середине 1950-х.  Перед этими волнами  судеб, следующих установленному кем-то ритму: нахлынуть и откатиться до моего рождения. До рождения всего моего поколения, отхлынуть - словно освобождая место.  Нашла одного человека, который умер в день, месяц и год моего рождения.

 

Но наиболее сильные ощущения все же не от индивидуальной рефлексии, а именно от эдакой вот отстраненности переписчика. Будучи психологом, по одному из своих образованностей, я бы рекомендовала практику переписывания умерших всем, кто  страдает от всяческих  пустот и разочарований в своей жизни. Течение собственного бытия упорядочивается и становится стабильным,  когда имеешь  власть,  фиксировать откатывающиеся волны жизнитех, кто был в этом мире задолго до тебя.

09.10.2015

На Пехро-Покровском кладбище Балашихи отыскался вот такой памятник подполковнику Ингерманландского 10-го гусарского полка Пуаниану, скончавшемуся в 1837 году.

Надгробие содержало оригинальную и весьма изящную, на мой взгляд, эпитафию:

 

"Он родом был  швед;

Но честно  20 лет

Служил России добровольно

И умер здесь -довольно..."

Данный памятник, датой своей (1837 год) указывает на то, что датирование кладбища  по большему количеству надгробий (50- 70-е годы прошлого века) - может ввести в заблуждение исследователя.  Известно, что село Пехра-Покровское существовало уже в 1600- х годах, а новый каменный храм в нем выстроили  в 1825 году, таким образом, кладбище может быть основано в любом из  указанных периодов. В советское время,  вероятно, было полностью разорено, за исключением отдельных надгробий.

 

Но вернемся к Ингерманла́ндскому  полку. Меня совершенно не удивило, что никаких  упоминаний о подполковнике с именем Пуаниан найти не удалось. Поэтому пришлось довольствоваться крсткой историей самого полка:

 

10-й гуса́рский Ингерманла́ндский полк — кавалерийская воинская часть Русской императорской армии.

Праздник: 27 ноября.

В июле 1704 в Москве боярином Т. Н. Стрешневым сформирован из московских и городовых дворянских недорослей.

08.1704 г. - по приходе в Нарву назван в честь его первого полковника губернатора Ингерманландской провинции Александра Даниловича Меншикова, Ингерманландским драгунским Александра Даниловича Меншикова полком.

В боевых походах полк участвовал лишь начиная с Крымской войны в 1853 году, уже после кончины Пуниана.

С 25.03.1864 г. полк носит название — 10-й гусарский Ингерманландский полк. (здесь интересная  неувязочка - если полк стал носить название гусарский с 1864 года, то почему на захоронении 1837 года (на 33 года ранее !) погребенный уже указан относящимся к Ингерманландскому гусарскому полку - Л(LNT))После многочисленных преобразований и и переименований, полк был распущен  в 1914 году.

 

Так что, судя по  всему, несмотря на уважение товарищей, воздвигших Пуаниану надгробие , военную  долесть ему проявить не удалось.

 

Мне же, даме из  21 века, не лишенной лирических переживаний, остается рассматривать это  надгробие на крошечном провинциальном кладбище, предаваться размышлениям о течении времени,  гадать, остался ли  где-то  в мире (и был ли  вообще) портрет подполковника Пуниана и сожалеть, что  время бесследно стирает образы и истории.

 

Источники: Википедия, http://www.regiment.ru/reg/III/C/10/1.htm

18.10.2015

 

 

 

 

Старое кладбище за высоким забором

1/2

В музее Щусева сейчас проходит выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". В числе экспозиции выставки представлены два проекта (?) коммунистических деревянных надгробий.

Вчера днем, пользуясь спокойным временем на работе, поехала на Новодевичье.  Последний раз была там году в 2009  с В.М. (человеком, который начал меня знакомить с Московскими кладбищами).

 

Я, как всегда, заблудилась по дороге от метро до кладбища и дала лишний километровый крюк, пока решилась спросить  у прохожего, где оно собственно...

 

Искомое захоронение я не нашла, хотя имела очень точные координаты. Вероятно от того, что все было  в страшной спешке.  Бегала по рядам, постоянно натыкаясь на рассыпанную по аллеям какую-то  китайскую туристическую группу, человек из  50. Это ужасно раздражало.

 

Зато увидела знакомые захоронения, которые запомнила еще по прогулке с В.М.  в 2009. Однако, запомнились они мне почему-то огромными, а в реале оказались  небольшими. Может это такое свойство памяти, искажать пространственную реальность  в пользу значимости запоминаемых объектов.  Еще мне почему-то запомнились какие-то непроходимые заросли и ползущие по кирпичным стенам густые растения. Хотя сейчас осень и этим воспоминанием можно не заморачиваться.

 

Из нового для себя, обратила внимание на большое количество "заимствованных" памятников (со старых  уничтоженных кладбищ). В субботу поеду -  с удовольствием их пофотографирую. 

 

Относительно  успокоилась я уже уходя с кладбища, поняв, что  время мое истекло, а результата сегодня не будет.  Все было залито  закатным  осенним солнцем. По дорожкам неторопливо прогуливались люди и я завидовала, что  в отличие от меня, им не надо никуда бежать, спешить...

 

Я же, уставшая, вызвала такси и через пол Москвы отправилась поехала обратно на работу на Чистые пруды. Мы ехали по центральным улицам, и я, почти  сонно, любовалась старыми зданиями и маленькими улочками, выглядевшими в предвечернем свете особенно уютно.

 

Сегодня пасмурно, а завтра вообще обещают дождь.  Вспоминая вчерашнюю поездку, уверенна, что несмотря на её практическую бесполезность, она была мне нужна и может быть даже была своего рода подарком. 

23.10.2015

 

 

Начала раскручивать новую историю. 

Мне достался фотоальбом одной артистической семейной четы, про  которых  уже совсем никто не помнит.  Они блистали в 40-50 -х годах. Скончались в начале  2000 -х.

 

Альбом не содержал  сценических  фотографий - милые зарисовки из жизни. Красивые, легкие, изящные молодые люди. на природе, с друзьями, в домашней обстановке.  Счастливы. Это очень  видно, что  счастливы. 

 

Рассказала об этой истории Д.  Он нашел в своем архиве фото колумбарной ниши , где похоронена эта пара. И после этого  у меня вдруг  надолго испортилось настроение. 

 

Еще несколько минут назад  я была воодушевлена, рассказывала, как я вроде бы нашла человека, у которого может быть еще одна часть  архива этой семьи, активно интересовалась где они похоронены, строила планы о том, как будет описана их история и где взять материалы.  И вдруг  все кончилось.  Вдруг подумалось - зачем весь этот кипишь с поисками и ворошением прошлого, если вся, более чем полувековая, прекрасная творческая жизнь этих людей свелась к фотоальбому, который чудом удалось спасти от  свалки и к маленькой серой плите в колумбарии.

 

Случись что с этим альбомом и их образы исчезнут из мира навечно, словно никогда ничего и не было ...

 

 

 

 

23.10.2015

Несколько атмосферных фотографий с  провинциального кладбища села Обуховка. Фото предоставлены Ю.П.

27.10.2015

 

© 2015-2020. Декоры Некрополей. Владелец сайта Лада LNT .